Базарный Владимир Филиппович
(род. 04.05.1942 г.), русский учёный, врач и педагог-новатор, доктор медицинских наук, профессор, создатель нового направления в науке - здоровьесберегающих технологий обучения и воспитания детей.В 1964 г. окончил Красноярский государственный медицинский институт. Работал хирургом в детской глазной больнице. Руководил краевым детским глазным отделением. Сделал более 6 тысяч операций. В 1977-91 годах руководил Красноярской краевой лабораторией органов чувств при НИИ медицинских проблем Севера Сибирского отделения АН СССР. С 1991 года - руководитель Московской областной Научно-внедренческой лаборатории физиолого-здравоохранительных проблем образования (г. Сергиев Посад).
Более 25 лет посвятил решению актуальной для России проблемы сохранения и укрепления здоровья детей в образовательном процессе. В своих исследованиях Базарный вскрыл корни и причины наблюдаемого в последние десятилетия процесса деградации и угасания жизнеспособности народа, убедительно показав, что существующая система воспитания и обучения детей в детских садах и школах сориентирована против природы ребёнка (“Зрение у детей. Проблемы развития”, Новосибирск, 1991; “Нервно-психическое утомление учащихся в традиционной школьной среде”, Сергиев Посад, 1995. и др.). Вместе с учениками создал целостную систему здравоохранительных педагогических технологий "Сенсорной свободы и психомоторного раскрепощения" (строительство учебного процесса на основе телесной вертикали и телесно-моторной активности, в режиме дальнего зрения и расширения “зрительных горизонтов”, на основе ситуационно-образного моделирования и др.), которые не просто укрепляют и развивают здоровье детей, но и способствуют более глубокому и прочному усвоению знаний, умений и навыков в более короткие сроки, снимая при этом проблему перегрузки и переутомления школьников (“Система Базарного: поиск ради здоровья”// Народное образование, № 5, 1990; “Здоровье - категория педагогическая”// Народное образование № 9, 1999). Эти технологии просты, доступны, дёшевы и не требуют больших финансовых затрат. Они применяются в различных регионах России (около 500 экпериментальных площадок). В Республике Коми и в Ставропольском крае они положены в основу региональной образовательной политики.
Базарный выступает за раздельное образование мальчиков и девочек, за всеобщее трудовое и музыкальное воспитание детей, за строительство народного образования России на основе национальных культурных традиций.
О системе Базарного снят документальный видеофильм “Спасём детей - спасём Россию!” (1999, реж. В.Горячев).