Научно-внедренческая
лаборатория физиолого-здравоохранительных
проблем образования
Администрации Московской области
“Cпасём детей - спасём
Россию!”
социальной
программы формирования государственной
политики
воспитания
здоровых поколений детей и подростков
России
на базе
здравоохранительных образовательных
технологий
"Сенсорной
свободы и психомоторного раскрепощения"
доктора медицинских наук, профессора В.Ф.Базарного
“Полагаю
самым главным делом сохранение и
размножение российского народа, в чём
состоит величество, могущество и богатство
всего государства, а не в обширности,
тщетной без обитателей”.
М.В.
Ломоносов
"Дело
воспитания такое важное и такое святое,
именно святое. Здесь сеются семена
благоденствия или несчастья миллионов
соотечественников, здесь раскрывается
завеса будущего нашей Родины."
К.Д.Ушинский
“Школьное дело есть и всегда
будет делом политическим”.
Мария-Терезия, австрийская королева
1.
Проблема обвального угасания
жизнеспособности
детей и
подростков.
О
том, что к концу ХХ столетия подавляющее
большинство молодых людей оказались хилым
и болезненным поколением, подверженным
всем неустойчивым факторам внешней Среды,
говорят неумолимые статистические факты.
Так еще в начале 90-х годов в России по
инициативе Минздравмедпрома было
осмотрено 6 млн. подростков 15-17 лет. И под
страшным заглавием: “ Россия без будущего”
о результатах такого осмотра оповестил
миру на страницах “АиФ” член Научного
Совета при Совете Безопасности РФ, директор
Центра охраны здоровья детей и подростков
РАМН ак. А. Баранов: “… из 6 млн. подростков 15-17
лет, прошедших профилактические осмотры, у
94,5% были зарегистрированы различные
заболевания”. Уже тогда тревожным, очень
тревожным было заключение одного из
наиболее авторитетных педиатров России: “Пройдет
не так уж много лет - и может не стать государства. Просто некому будет
его защищать и некому будет рожать детей...”
И
вся трагедия в том, что такие процессы, раз
возникнув, в последующей цепи сменяющих
друг друга поколений начинают протекать
уже по законам самопроизвольной
цепной реакции
распада. По законам, при которых больное
хилое поколение может оставить после себя
еще более больное и хилое потомство. А если
у каждого нового поколения в процессе
взросления еще и
дополнительно “секвестировать” жизненный
потенциал в 4-8 раз?
А ведь, как отмечал в конце 80-х годов
министр здравоохранения СССР ак. Е.Чазов,
именно во столько раз, у молодых людей
возрастает “букет” хронических недугов за
время обучения в школе.
Кто
из руководителей
регионов и страны
задумался по
настоящему: что в конце концов останется от
народа, организовавшего свою жизнь по
законам такого истощения и дегенерации
своего жизненного потенциала? Все это
привело к тому что, во-первых, из наших
родильных домов исчезли полноценные
здоровые младенцы, во-вторых, тех, кого
медики спасают, обречены свою жизнь
поддерживать за счет постоянных
лечебных и коррекционно-реабилитационных
мероприятий. В частности, только в одной
Москве, где сконцентрированы все мыслимые и
не мыслимые научные кадры, имеется уже
более 600 детских дошкольных учреждений
коррекционно-реабилитационного профиля.
О
том, что здесь уже не помогут никакие “центры”
указывает тот факт, что ежегодно, по данным
центра охраны здоровья детей и подростков
РАМН ситуация с развитием и здоровьем
малышей ухудшается в 2-3 раза?! О том, что здесь
уже не помогут никакие официальные научные
центры различных академий
и ведомств, указывает тот факт, что им так и
не удалось понизить частоту возникновения
в популяции той патологии, по которой
они специализированы. О том, что здесь
уже не помогут никакие материальные блага
земли, указывают следующие факты. При
обследовании здоровья детей
“новых русских”, занимающихся в элитных
гимназиях Москвы, оказалось, что
90% из них имеют признаки
гипертонической болезни, а у 55-83%
выявлены психоневрологические нарушения.
О
том, что здесь уже не помогут сложившийся
узкоспециализированный медицинский подход,
указывает следующее заключение педиатров,
опубликованное на страницах “Новых
Известий” ( 21.01.99г.) “Цветы жизни вянут
на глазах: педиатры констатируют
повсеместную физическую и умственную
деградацию российских детей”.
А
в итоге в конце ХХ столетия процесс
угасания жизнеспособности молодых людей
принял обвальный характер. В этой
трагической ситуации отсутствие целостной
и ответственной государственной политики,
направленной на сохранение и укрепление
здоровья подрастающих поколений, на
сохранение и оздоровление генофонда нации,
привело к тому, что Россия переживает
демографическую катастрофу: происходит
угасание жизнеспособности и вырождение
народа в череде его поколений. И только
осознание внутренних законов, на основе
которых развернулась данная эпидемия
деградации и вымирания, а также
мобилизация всех
сил общества и власти на её преодоление
могут дать нам спасительный шанс.
2.
Механизм решения проблемы
25-летний
опыт наших исследований причин возникшей
трагедии показал, что её истоки уходят в
глубь воспитательных и образовательных
технологий, сложившихся в эпоху
Просвещения и получивших логическое
завершение к середине ХХ века. Именно
система воспитания и обучения детей в семье,
детских садах и школах – главный
похититель здоровья детей, главный
виновник нашей демографической катастрофы.
Эта система сориентирована против природы
ребёнка, против объективных
психофизиологических законов его развития.
Она антиприродосообрасна, антинаучна,
антинациональна, безответственна по
отношению к детям и родителям и фактически
бесконтрольна со стороны общества, т.е.
родителей, хотя в Законе РФ “Об образовании”
(ст.2) декларируется “государственно-общественный
характер управления образованием”.
В
результате искалеченные школой, больные
молодые люди с разрушенной телесной
конституцией (а таких сегодня почти 100%), с
ослабленными телесными, психическими,
энергетическими, иммунными потенциалами,
создавая семью, способны произвести лишь
ещё более хилое и больное потомство. И
деградация нашего национального генофонда
усиливается, таким образом, от поколения к
поколению от поколения к поколению. На
основе проведенных исследований нами была
предложена программа реорганизации
сложившейся учебно-воспитательных систем,
включающая природосообразные
технологии и технические средства,
Суть
этих технологий - строительство учебного
процесса на основе телесной вертикали и
телесно-моторной активности, в режиме
дальнего зрения и расширения “зрительных
горизонтов”, на основе ситуационно-образного
моделирования, конструктивно-трудового и
художественного рукотворчества,
формирования учебно-воспитательной Среды
на основе природосообразности, национально-культурных
традиций и т.д. Эти технологии, прошедшие
академическую экспертизу и защищённые
сорока четырьмя патентами на открытия и
изобретения, не просто укрепляют и
развивают здоровье детей, но и способствуют
более глубокому и прочному усвоению знаний,
умений и навыков в более короткие сроки,
снимая при этом проблему перегрузки и
переутомления школьников. Они просты,
доступны, дёшевы, и их внедрение не требуют
больших финансовых затрат. Более того,
одним из важных результатов перехода
системы образования на эти технологии была
бы большая экономическая выгода не только в
отдалённой (первые существенные результаты
скажутся уже через 3-5
лет), но и в ближайшей перспективе. При
правильном формировании патентной
политики часть денег, перекаченных из
России за рубеж, могут вернуться в наше
народное образование, поскольку в таких
технологиях заинтересованы сегодня
практически все страны планеты, ибо резкое
понижение резервов жизнеспособности
охватило уже весь цивилизованный мир. Ведь
система образования везде построена по
одному и тому же классическому образцу,
восходящему к дидактике Яна Амоса
Коменского, и оказывает одинаково
разрушительное воздействие на здоровье
детей и во Франции, и в Англии, и в Канаде, и в
Японии...
Реализация
нашего проекта возможна лишь в русле
целостной и ответственной государственной
политики воспитания здоровых подрастающих
поколений. Для этого необходимо:
1.
Вынести на широкое общественное обсуждение
проблему угасания жизнеспособности нации и
причин нездоровья возрастающих поколений
России. Поставить эту проблему как
межведомственную перед Правительством
России, Министерствами образования и
здравоохранения, Советом Безопасности,
силовыми ведомствами, Государственной
Думой и Советом Федерации. Провести анализ
динамики ситуации со здоровьем детей и
подростков за последние 40 лет в каждом
регионе и по России в целом.
2.
Сформулировать социальный заказ родителей
(общества) системе образования (государству)
на воспитание здоровой гармонично развитой
личности -
заказ, подкрепленный принятием Закона об
Аттестате на зрелость Личности.
3.
Ввести в обязательные практику органов
образования открытые гласные конкурсы на
разработку и принятие образовательных
программ на всех уровнях (от городского до
федерального).
4.
Выработать механизм ответственности
образовательных учреждений и системы
образования в целом за результаты своей
деятельности, выработать критерии оценки
их работы. Считать нравственное,
интеллектуально-творческое, психическое и
телесно-физическое здоровье детей главным
критерием оценки деятельности детских
садов и школ, а динамику демографической
ситуации в стране главным критерием оценки
деятельности властных структур всех
уровней -
от руководства муниципальных районов до
Правительства и Президента.
5.
Для того, чтобы декларированный в Законе РФ
“Об образовании” “государственно-общественный
характер“ управления образованием мог
воплотиться в жизнь, необходима
самоорганизация роительской
общественности снизу доверху. Способом
такой самоорганизации должны стать
родительские собрания всех уровней,
выбирающие полномочные родительские
советы всех уровней, которые имеют статус
юридического лица и контрольные функции за
результатами деятельности образовательных
учреждений, органов управления
образованием и властных структур всех
уровней.
3. Этапы реализации проекта
Двадцатилетний
опыт реального внедрения
здравоохранительных технологий воспитания
и обучения на уровне регионов и отдельных
образовательных учреждений показал, что
основные проблемы и трудности,
препятствующие эффективной работе, носят
психологический характер, обусловленный
косностью наших стереотипов.
Их главная причина -
непонимание родителями, педагогами и
медиками существа проблемы, и в первую
очередь того, что
истоки и причины нездоровья имеют не
медицинский, а воспитательно-педагогический
характер. Это приводит к тому, что
педагоги и управленцы в сфере народного
образования оказываются неспособными
понять и признать, что их деятельность
разрушает здоровья подрастающих поколений.
Другой
причиной неэффективности работы по
внедрению здоровьесберегающих технологий
является отсутствие межведомственного
подхода к её решению, профессиональная и
управленческая разобщённость деятельности
ведомств и их руководителей, имеющих
отношение к проблеме. Это объясняется тем,
что в нашей науке и практике утрачено
целостное представление о целостном
развивающемся ребёнке. В результате - проблема здоровья
замыкается только на
узкоспециализированного врача, а проблема
развития личности -
только на педагога-предметника (уже давно
не психолога и не воспитателя). Поэтому
разговор о здоровье и нездоровье
традиционно ведётся лишь в плоскости
определения их внешних, сугубо
материально-физических причин, и мало кто
ставит вопрос об угасании
внутренних сил (на основе которых живёт и
развивается детский организм), связанном с
системой воспитания и обучения ребёнка в
семье, детском саду и школе.
Необходимо
вести речь не о здоровье-нездоровье
биологического организма как сугубо
медицинской проблеме, а о жизнеспособности
человека как показателе резервов его
физических, иммунологических, генетических,
психических, интеллектуальных и духовно-нравственных
сил. Без осознания этого, без
взаимодействия в решении проблемы
различных ведомств и социальных институтов
(семьи, здравоохранения, образования,
органов внутренних дел, военкомов и т.д.)
задача сохранения и укрепления здоровья
возрастающих поколений России не может
быть решена.
Поэтому
реализацию проекта следует организовать
так, чтобы логика и последовательность
этапов его внедрения постепенно разрешали
указанные выше проблемы.
· Первый этап -
осознание руководством страны (региона)
проблем детства и описанной выше реальной
ситуации со здоровьем подрастающих
поколений.
Для
этого Президент (Председатель
Правительства, Глава администрации) даёт
поручение руководству здравоохранением и
службе военного комиссара -
изучить проблему современного состояния и
динамику изменения за последние 30-40 лет духовно-нравственного,
психического, интеллектуального и
физического здоровья подрастающих
поколений в стране (регионе). При этом
необходимо, используя статистические
данные, получить ответы на следующие
конкретные вопросы:
1.
Что происходит с подростками и
призывниками? (Показатели негодности к
армии, роста психических отклонений,
умственной отсталости, нравственного
нездоровья, преступности и т.д.)
2.
Какова ситуация в родильных домах? (Почему
большинство молодых женщин уже
не могут родить здорового ребенка?)
3.
Сколько дошкольников сегодня нуждается в
лечении, коррекции и реабилитации?
Одновременно
с этим сотрудники лаборатории В. Ф.
Базарного (по специальной программе) могут
провести выборочно-углублённые
обследования детей и подростков в ряде
регионов
Полученные
данные выносятся на совещание при
Президенте (Главе администрации региона),
на котором принимается решение о
проведении открытого гласного конкурса на
региональную (федеральную) программу
реального и радикального
улучшения ситуации с
развитием и здоровьем подрастающих
поколений при минимальных экономических
затратах (программа “Нравственное,
творческое и физическое развитие детей в
системе дошкольно-школьного воспитания и
обучения”).
· Второй этап -
разработка и принятие программы на
конкурсной основе.
Цель
конкурса – поиск научной базы для
формирования государственной политики
воспитания здоровых подрастающих
поколений. Проекты, представленные на
конкурс должны основываться на
фундаментальной научной базе и содержать:
-
новую концептуальную основу строительства
отечественной школы;
-
природосообразную методологическую
систему воспитания здоровых детей;
-
многолетний опыт внедрения на уровне
регионов и отдельных образовательных
учреждений здравоохранительных технологий
воспитания и обучения – запатентованных,
недорогих, эффективных и легко
тиражируемых;
-
организационно-управленческий механизм
внедрения;
-
практическую реализуемость, сроки
реализации и надежные критерии оценки
результатов.
· Третий этап -
организационный.
Этот
этап следует сразу за принятием и
утверждением программы или параллельно
предыдущему этапу. Его целью является
создание межведомственного механизма
управления формированием и реализацией
государственной политики по воспитанию
духовно-нравственно, интеллектуально,
психически и физически жизнеспособного и
развитого молодого поколения.
На
данном этапе создаётся координационный
межведомственный совет при Президенте (Главе
администрации), определяются его функции и
полномочия и этапы реализации программы.
· Четвертый этап -
создание механизма всеобъемлющего
контроля за динамикой телесного и
психического развития и состояния здоровья
подрастающих поколений в стране (регионе)
на основе службы средних медработников
образовательных учреждений и с
использованием методов экспресс-диагностики.
На
этом этапе создаётся механизм анализа (экспресс-контроля
и оценки) динамики состояния духовно-нравственного,
психического, интеллектуального и
физического развития детей
и подростков в стране. Но не анализа вообще
и не 1 раз в 4
года (как это имеет место в настоящее время),
а конкретно -
в каждом образовательном
учреждении, у каждого педагога (воспитателя
и учителя) -
в начале и конце каждого учебного года.
Главное звено этого механизма -
средний медработник - как опосредующее звено
между педагогом и врачом. Для запуска этого
механизма необходим минимум оборудования и
финансовых затрат.
Детские
сады и школы укомплектовываются
медсёстрами, прошедшими специальный курс
обучения, и техническими средствами
экспресс-диагностики,
Таким
образом взамен трудоёмких, затратных и
формальных медицинских комиссий,
осматривающих детей 1 раз в 4 года создаётся
постоянно действующий эффективный и
недорогостоящий механизм комплексной
диагностики телесного и психического
развития детей и школьников в среде.
· Пятый этап -
принятие Правительством (Администрацией
региона) и постановка перед системой
образования социального заказа - заказа
на Зрелость Личности (на основе
специального сертификата - Аттестата на
зрелость личности).
· Шестой этап -
формирование механизма взаимодействия
семьи и школы, в том числе механизма
общественного (родительского) контроля за
результатами деятельности образовательных
учреждений по предупреждению причинения в
учебном процессе ущерба психическому и
телесному здоровью детей.
Этот
этап предполагает выход на широкую
родительскую общественность для принятия
ею важнейшего решения о постановке перед
администрациями в т.ч. системой образования
родительского заказа на целостное развитие
личности ребёнка. Этап включает в себя:
1.
Выступления инициаторов
здоровьесберегающей образовательной
программы в средствах массовой информации (газеты,
ТВ, радио), а также широкое обсуждение
программы на всех социальных уровнях.
2.
Создание директивных и контрольных органов
-
Советов образовательных учреждений и
родительских комитетов, формулирующих
социальный заказ и образовательные задачи
детским садам и школам, а также
контролирующих и оценивающих их
деятельность в соответствии с
выработанными критериями.
3.
Принятие решения о введении в
образовательных учреждениях параллельно-раздельного
личностно - полового воспитания
и обучения.
Этот
этап кладёт начало процессу реорганизации
системы народного образования - её переориентации с
неподконтрольных на сегодня
педагогических инноваций на личностно-ориентированную
педагогику, подконтрольную государству и
обществу.
· Седьмой этап – проведение
конференции для руководителей образования,
здравоохранения, медиков, педагогов.
Принятие решения о совместной работе
образования и здравоохранения с целью
оздоровления детей и подростков.
· Восьмой этап - приобретение патентов
и лицензий на
здравоохранительные и развивающие
технологий воспитания и обучения в системе
дошкольно-школьного образования.
Проведение обучения всех категорий
управленцев, педагогов, медиков, занятых в
системе образования и охраны здоровья
детей.
Руководители
страны и регионов!
Вынесите
проблему нездоровья наших детей на широкое
общественное
обсуждение и объявите открытый конкурс! Это
станет первым шагом к её
реальному решению.