Научно-внедренческая лаборатория физиолого-здравоохранительных

проблем образования Администрации Московской области


“Cпасём детей - спасём Россию!”

 

ПРОЕКТ

социальной программы формирования государственной политики

 воспитания здоровых поколений детей и подростков России

на базе здравоохранительных образовательных технологий

"Сенсорной свободы и психомоторного раскрепощения"

доктора медицинских наук, профессора В.Ф.Базарного

 

 

“Полагаю самым главным делом сохранение и размножение российского народа, в чём состоит величество, могущество и богатство всего государства, а не в обширности, тщетной без обитателей”.

М.В. Ломоносов

 

"Дело воспитания такое важное и такое святое, именно святое. Здесь сеются семена благоденствия или несчастья миллионов соотечественников, здесь раскрывается завеса будущего нашей Родины."

К.Д.Ушинский

 

“Школьное дело есть и всегда будет делом политическим”.

Мария-Терезия, австрийская королева

 

 

1. Проблема обвального угасания жизнеспособности 

детей и подростков.

О том, что к концу ХХ столетия подавляющее большинство молодых людей оказались хилым и болезненным поколением, подверженным всем неустойчивым факторам внешней Среды, говорят неумолимые статистические факты. Так еще в начале 90-х годов в России по инициативе Минздравмедпрома было осмотрено 6 млн. подростков 15-17 лет. И под страшным заглавием: “ Россия без будущего” о результатах такого осмотра оповестил миру на страницах “АиФ” член Научного Совета при Совете Безопасности РФ, директор Центра охраны здоровья детей и подростков РАМН ак. А. Баранов: “… из 6 млн. подростков 15-17 лет, прошедших профилактические осмотры, у 94,5% были зарегистрированы различные заболевания”. Уже тогда тревожным, очень тревожным было заключение одного из наиболее авторитетных педиатров России: “Пройдет не так уж много лет - и может не стать  государства. Просто некому будет его защищать и некому будет рожать детей...”

И вся трагедия в том, что такие процессы, раз возникнув, в последующей цепи сменяющих друг друга поколений начинают протекать уже по законам самопроизвольной  цепной  реакции распада. По законам, при которых больное хилое поколение может оставить после себя еще более больное и хилое потомство. А если у каждого нового поколения в процессе взросления еще  и дополнительно “секвестировать” жизненный потенциал в 4-8 раз?  А ведь, как отмечал в конце 80-х годов министр здравоохранения СССР ак. Е.Чазов, именно во столько раз, у молодых людей возрастает “букет” хронических недугов за время обучения в школе.

Кто из  руководителей регионов  и страны  задумался  по настоящему: что в конце концов останется от народа, организовавшего свою жизнь по законам такого истощения и дегенерации своего жизненного потенциала? Все это привело к тому что, во-первых, из наших родильных домов исчезли полноценные здоровые младенцы, во-вторых, тех, кого медики спасают, обречены свою жизнь  поддерживать за счет постоянных лечебных и коррекционно-реабилитационных  мероприятий. В частности, только в одной Москве, где сконцентрированы все мыслимые и не мыслимые научные кадры, имеется уже более 600 детских дошкольных учреждений коррекционно-реабилитационного профиля.

О том, что здесь уже не помогут никакие “центры” указывает тот факт, что ежегодно, по данным центра охраны здоровья детей и подростков РАМН ситуация с развитием и здоровьем малышей ухудшается в 2-3 раза?! О том, что здесь уже не помогут никакие официальные научные центры различных  академий и ведомств, указывает тот факт, что им так и не удалось понизить частоту возникновения в популяции той патологии, по которой  они специализированы. О том, что здесь уже не помогут никакие материальные блага земли, указывают следующие факты. При обследовании здоровья  детей “новых русских”, занимающихся в элитных гимназиях Москвы, оказалось, что  90% из них имеют признаки гипертонической болезни, а у 55-83% выявлены психоневрологические нарушения.

О том, что здесь уже не помогут сложившийся узкоспециализированный медицинский подход, указывает следующее заключение педиатров, опубликованное на страницах “Новых Известий” ( 21.01.99г.) “Цветы жизни вянут  на глазах: педиатры констатируют повсеместную физическую и умственную деградацию российских детей”.

А в итоге в конце ХХ столетия процесс угасания жизнеспособности молодых людей принял обвальный характер. В этой трагической ситуации отсутствие целостной и ответственной государственной политики, направленной на сохранение и укрепление здоровья подрастающих поколений, на сохранение и оздоровление генофонда нации, привело к тому, что Россия переживает демографическую катастрофу: происходит угасание жизнеспособности и вырождение народа в череде его поколений. И только осознание внутренних законов, на основе которых развернулась данная эпидемия деградации и вымирания, а также  мобилизация  всех сил общества и власти на её преодоление могут дать нам спасительный шанс.

 

2. Механизм решения проблемы

25-летний опыт наших исследований причин возникшей трагедии показал, что её истоки уходят в глубь воспитательных и образовательных технологий, сложившихся в эпоху Просвещения и получивших логическое завершение к середине ХХ века. Именно система воспитания и обучения детей в семье, детских садах и школах – главный похититель здоровья детей, главный виновник нашей демографической катастрофы. Эта система сориентирована против природы ребёнка, против объективных психофизиологических законов его развития. Она антиприродосообрасна, антинаучна, антинациональна, безответственна по отношению к детям и родителям и фактически бесконтрольна со стороны общества, т.е. родителей, хотя в Законе РФ “Об образовании” (ст.2) декларируется “государственно-общественный характер управления образованием”.

В результате искалеченные школой, больные молодые люди с разрушенной телесной конституцией (а таких сегодня почти 100%), с ослабленными телесными, психическими, энергетическими, иммунными потенциалами, создавая семью, способны произвести лишь ещё более хилое и больное потомство. И деградация нашего национального генофонда усиливается, таким образом, от поколения к поколению от поколения к поколению. На основе проведенных исследований нами была предложена программа реорганизации сложившейся учебно-воспитательных систем, включающая природосообразные  технологии и технические средства,

Суть этих технологий - строительство учебного процесса на основе телесной вертикали и телесно-моторной активности, в режиме дальнего зрения и расширения “зрительных горизонтов”, на основе ситуационно-образного моделирования, конструктивно-трудового и художественного рукотворчества, формирования учебно-воспитательной Среды на основе природосообразности, национально-культурных традиций и т.д. Эти технологии, прошедшие академическую экспертизу и защищённые сорока четырьмя патентами на открытия и изобретения, не просто укрепляют и развивают здоровье детей, но и способствуют более глубокому и прочному усвоению знаний, умений и навыков в более короткие сроки, снимая при этом проблему перегрузки и переутомления школьников. Они просты, доступны, дёшевы, и их внедрение не требуют больших финансовых затрат. Более того, одним из важных результатов перехода системы образования на эти технологии была бы большая экономическая выгода не только в отдалённой (первые существенные результаты скажутся уже через 3-5 лет), но и в ближайшей перспективе. При правильном формировании патентной политики часть денег, перекаченных из России за рубеж, могут вернуться в наше народное образование, поскольку в таких технологиях заинтересованы сегодня практически все страны планеты, ибо резкое понижение резервов жизнеспособности охватило уже весь цивилизованный мир. Ведь система образования везде построена по одному и тому же классическому образцу, восходящему к дидактике Яна Амоса Коменского, и оказывает одинаково разрушительное воздействие на здоровье детей и во Франции, и в Англии, и в Канаде, и в Японии...

Реализация нашего проекта возможна лишь в русле целостной и ответственной государственной политики воспитания здоровых подрастающих поколений. Для этого необходимо:

1. Вынести на широкое общественное обсуждение проблему угасания жизнеспособности нации и причин нездоровья возрастающих поколений России. Поставить эту проблему как межведомственную перед Правительством России, Министерствами образования и здравоохранения, Советом Безопасности, силовыми ведомствами, Государственной Думой и Советом Федерации. Провести анализ динамики ситуации со здоровьем детей и подростков за последние 40 лет в каждом регионе и по России в целом.

2. Сформулировать социальный заказ родителей (общества) системе образования (государству) на воспитание здоровой гармонично развитой личности - заказ, подкрепленный принятием Закона об Аттестате на зрелость Личности.

3. Ввести в обязательные практику органов образования открытые гласные конкурсы на разработку и принятие образовательных программ на всех уровнях (от городского до федерального).

4. Выработать механизм ответственности образовательных учреждений и системы образования в целом за результаты своей деятельности, выработать критерии оценки их работы. Считать нравственное, интеллектуально-творческое, психическое и телесно-физическое здоровье детей главным критерием оценки деятельности детских садов и школ, а динамику демографической ситуации в стране главным критерием оценки деятельности властных структур всех уровней - от руководства муниципальных районов до Правительства и Президента.

5. Для того, чтобы декларированный в Законе РФ “Об образовании” “государственно-общественный характер“ управления образованием мог воплотиться в жизнь, необходима самоорганизация роительской общественности снизу доверху. Способом такой самоорганизации должны стать родительские собрания всех уровней, выбирающие полномочные родительские советы всех уровней, которые имеют статус юридического лица и контрольные функции за результатами деятельности образовательных учреждений, органов управления образованием и властных структур всех уровней.

 

                                      3. Этапы  реализации  проекта

Двадцатилетний опыт реального внедрения здравоохранительных технологий воспитания и обучения на уровне регионов и отдельных образовательных учреждений показал, что основные проблемы и трудности, препятствующие эффективной работе, носят психологический характер, обусловленный косностью наших стереотипов.

Их главная причина - непонимание родителями, педагогами и медиками существа проблемы, и в первую очередь того,  что истоки и причины нездоровья имеют не медицинский, а воспитательно-педагогический характер. Это приводит к тому, что педагоги и управленцы в сфере народного образования оказываются неспособными понять и признать, что их деятельность разрушает здоровья подрастающих поколений.

Другой причиной неэффективности работы по внедрению здоровьесберегающих технологий является отсутствие межведомственного подхода к её решению, профессиональная и управленческая разобщённость деятельности ведомств и их руководителей, имеющих отношение к проблеме. Это объясняется тем, что в нашей науке и практике утрачено целостное представление о целостном  развивающемся ребёнке. В результате - проблема здоровья замыкается только на узкоспециализированного врача, а проблема развития личности - только на педагога-предметника (уже давно не психолога и не воспитателя). Поэтому разговор о здоровье и нездоровье традиционно ведётся лишь в плоскости  определения их внешних, сугубо материально-физических причин, и мало кто ставит вопрос об угасании внутренних сил (на основе которых живёт и развивается детский организм), связанном с системой воспитания и обучения ребёнка в семье, детском саду и школе.

Необходимо вести речь не о здоровье-нездоровье биологического организма как сугубо медицинской проблеме, а о жизнеспособности человека как показателе резервов его физических, иммунологических, генетических, психических, интеллектуальных и духовно-нравственных сил. Без осознания этого, без взаимодействия в решении проблемы различных ведомств и социальных институтов (семьи, здравоохранения, образования, органов внутренних дел, военкомов и т.д.) задача сохранения и укрепления здоровья возрастающих поколений России не может быть решена.

Поэтому реализацию проекта следует организовать так, чтобы логика и последовательность этапов его внедрения постепенно разрешали указанные выше проблемы.

· Первый этап - осознание руководством страны (региона) проблем детства и описанной выше реальной ситуации со здоровьем подрастающих поколений.

Для этого Президент (Председатель Правительства, Глава администрации) даёт поручение руководству здравоохранением и службе военного комиссара - изучить проблему современного состояния и динамику изменения за последние 30-40 лет духовно-нравственного, психического, интеллектуального и физического здоровья подрастающих поколений в стране (регионе). При этом необходимо, используя статистические данные, получить ответы на следующие конкретные вопросы:

1. Что происходит с подростками и призывниками? (Показатели негодности к армии, роста психических отклонений, умственной отсталости, нравственного нездоровья, преступности и т.д.)

2. Какова ситуация в родильных домах? (Почему  большинство молодых женщин уже  не могут родить здорового ребенка?)

3. Сколько дошкольников сегодня нуждается в лечении, коррекции и реабилитации?

Одновременно с этим сотрудники лаборатории В. Ф. Базарного (по специальной программе) могут провести выборочно-углублённые обследования детей и подростков в ряде регионов

Полученные данные выносятся на совещание при Президенте (Главе администрации региона), на котором принимается решение о проведении открытого гласного конкурса на региональную (федеральную) программу  реального и  радикального улучшения ситуации  с развитием и здоровьем подрастающих поколений при минимальных экономических затратах (программа “Нравственное, творческое и физическое развитие детей в системе дошкольно-школьного воспитания и обучения”).

· Второй этап - разработка и принятие программы на конкурсной основе.

Цель конкурса – поиск научной базы для формирования государственной политики воспитания здоровых подрастающих поколений. Проекты, представленные на конкурс должны основываться на фундаментальной научной базе и содержать:

- новую концептуальную основу строительства отечественной школы;

- природосообразную методологическую систему воспитания здоровых детей;

- многолетний опыт внедрения на уровне регионов и отдельных образовательных учреждений здравоохранительных технологий воспитания и обучения – запатентованных, недорогих, эффективных и легко тиражируемых;

- организационно-управленческий механизм внедрения;

- практическую реализуемость, сроки реализации и надежные критерии оценки результатов.

· Третий этап - организационный.

Этот этап следует сразу за принятием и утверждением программы или параллельно предыдущему этапу. Его целью является создание межведомственного механизма управления формированием и реализацией государственной политики по воспитанию духовно-нравственно, интеллектуально, психически и физически жизнеспособного и развитого молодого поколения.

На данном этапе создаётся координационный межведомственный совет при Президенте (Главе администрации), определяются его функции и полномочия и этапы реализации программы.

· Четвертый этап - создание механизма всеобъемлющего контроля за динамикой телесного и психического развития и состояния здоровья подрастающих поколений в стране (регионе) на основе службы средних медработников образовательных учреждений и с использованием методов экспресс-диагностики.

На этом этапе создаётся механизм анализа (экспресс-контроля и оценки) динамики состояния духовно-нравственного, психического, интеллектуального и физического развития  детей и подростков в стране. Но не анализа вообще  и не 1 раз в 4 года (как это имеет место в настоящее время), а конкретно - в каждом  образовательном учреждении, у каждого педагога (воспитателя и учителя) - в начале и конце каждого учебного года. Главное звено этого механизма - средний медработник - как опосредующее звено между педагогом и врачом. Для запуска этого механизма необходим минимум оборудования и финансовых затрат.

Детские сады и школы укомплектовываются медсёстрами, прошедшими специальный курс обучения, и техническими средствами экспресс-диагностики,

Таким образом взамен трудоёмких, затратных и формальных медицинских комиссий, осматривающих детей 1 раз в 4 года создаётся постоянно действующий эффективный и недорогостоящий механизм комплексной диагностики телесного и психического  развития детей и школьников в среде.

· Пятый этап - принятие Правительством (Администрацией региона) и постановка перед системой образования социального заказа - заказа на Зрелость Личности (на основе специального сертификата - Аттестата  на зрелость личности).

· Шестой этап - формирование механизма взаимодействия семьи и школы, в том числе механизма общественного (родительского) контроля за результатами деятельности образовательных учреждений по предупреждению причинения в учебном процессе ущерба психическому и телесному здоровью детей.

Этот этап предполагает выход на широкую родительскую общественность для принятия ею важнейшего решения о постановке перед администрациями в т.ч. системой образования родительского заказа на целостное развитие личности ребёнка. Этап включает в себя:

1. Выступления инициаторов здоровьесберегающей образовательной программы в средствах массовой информации (газеты, ТВ, радио), а также широкое обсуждение программы на всех социальных уровнях.

2. Создание директивных и контрольных органов - Советов образовательных учреждений и родительских комитетов, формулирующих социальный заказ и образовательные задачи детским садам и школам, а также контролирующих и оценивающих их деятельность в соответствии с выработанными критериями.

3. Принятие решения о введении в образовательных учреждениях параллельно-раздельного личностно - полового  воспитания и обучения.

Этот этап кладёт начало процессу реорганизации системы народного образования - её переориентации с неподконтрольных на сегодня педагогических инноваций на личностно-ориентированную педагогику, подконтрольную государству и обществу.

· Седьмой этап – проведение конференции для руководителей образования, здравоохранения, медиков, педагогов. Принятие решения  о совместной работе  образования и здравоохранения с целью оздоровления детей и подростков.

· Восьмой этап  - приобретение  патентов  и лицензий  на здравоохранительные и развивающие технологий воспитания и обучения в системе дошкольно-школьного образования. Проведение обучения всех категорий управленцев, педагогов, медиков, занятых в системе образования и охраны здоровья детей.

 

Руководители страны и регионов!

Вынесите проблему нездоровья наших детей на широкое

общественное обсуждение и объявите открытый конкурс! Это станет первым шагом к её  реальному решению.

 

 

<---- На главную страницу

Сайт управляется системой uCoz